24 июля Федерация Любителей Авиации России переправила самолет в свой Астафьевский музей. Исторические самолеты многие аэропорты предпочитают не хранить: места стоянок дороги или их попросту не хватает. Однако в Шереметьево с трепетом относятся к старинным лайнерам, поэтому Ил-14 находился в аэропорту целых пять лет.
- Не страшно на нем лететь? – спрашиваю бортинженера ЛИИ им. М.М. Громова Сергея Душина.
- Нет, Ил-14 – один из самых безопасных самолетов в мире. Он сделан просто и надежно. Думаете, вот та машина, - Александр Сергеевич показывает на Боинг-747, - простояв год, сможет взлететь? Да ни один из них на такое не способен. Движки сегодня запустились с первого раза, а ведь этот «Ил» не поднимался в небо последние пять лет.
- Мы еще когда в лаптях ходили, Сталин говорил: «Самолеты у нас должны быть самые лучшие», - вступает в беседу заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Александров, которому быть сегодня вторым пилотом. – Тогда, если сделал плохо, сами понимаете… Поэтому страха никакого нет.
Разговор происходит в пилотской кабине Ил-14 во время подготовки перелета Шереметьево – аэродром Астафьево. Раритетным самолетом управлял Главком ВВС, маршал авиации и трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. А впервые Ил поднялся в воздух 13 июля 1950 года, тогда его пилотировал заслуженный летчик-испытатель СССР, автор 22-х мировых рекордов Владимир Коккинаки.
- Об этом самолете я узнал из каталога «Советский авиатранспорт», который издали в Англии споттеры – фотоохотники за самолетами, - говорит командир корабля, заслуженный летчик-испытатель СССР, космонавт-испытатель Виктор Заболотский. - Оказывается, лайнер стоял в Тушино под списание, и мы в Федерации любителей авиации России его восстановили, присвоив бортовой номер. После чего наш Ил-14 принял участие в трех авиасалонах МАКС, а в 2002-м году его уже готовили к кругосветному перелету. Но разрешения от российских авиационных властей, к сожалению, мы так и не получили. С тех пор его гаванью стал аэропорт Шереметьево.
В 14-00 тягач отбуксировал «Ил» на рулежную дорожку, где спустя некоторое время раздался рев двигателей. Лайнер юрко вырулил на ВПП и после короткого разбега плавно поднялся в небо.
- Как прошел полет? – спрашиваю у командира, который еще раз вернулся в аэропорт из Астафьево.
- Нормально, самолет ни разу не «чихнул». – Продолжил разговор Виктор Заболотский. – Как единичному ретро-экземпляру летать ему у нас, конечно же, не дадут, но сохранить его обязательно нужно. За рубежом, например, такие раритеты используют в демонстрационных целях на различных шоу и авиасалонах. Сейчас ведем переговоры с чехами, чтобы там наш «Ил» рекламировал советскую авиатехнику, но уже под другим флагом.
- Я хочу сказать огромное спасибо руководителям и сотрудникам Шереметьево за уважение к истории авиации, которые в столь непростое время нашли место для стоянки самолета и на протяжении пяти лет обеспечивали его надежную охрану, – сказал на прощание Виктор Васильевич.
Вадим Желтков