Абдул Кусаев: «Летать и отдыхать будет дешевле».
Аэропорт "Толмачево" развивает зарубежные направления и надеется, что S7 вернет в свой парк советские самолеты.
В этом году в "Толмачево" придут две международные авиакомпании, которые станут выполнять рейсы в Чехию и Турцию. Благодаря появлению чешского направления управление аэропорта надеется на открытие в Новосибирске консульства. Заместитель генерального директора "Толмачево" по перспективному развитию и маркетингу Абдул Кусаев считает, что кризис скорректирует цены, поэтому возможно, что летать и отдыхать будет дешевле. Развитие маршрутной сети с Абдулом Кусаевым обсуждала корреспондент НГС.БИЗНЕС.
Справка: Кусаев Абдул Ханимович родился в 1974 году. Окончил Казахский государственный университет мировых языков, Брандайский университет (Бостон, США). Работал в должности директора департамента АО "КазТрансОйл" и АО НК "КазМунайГаз". С 2006 года являлся заместителем генерального директора по финансово-экономическим вопросам ОАО "Аэропорт Толмачево". В настоящее время - заместитель генерального директора ОАО "Аэропорт Толмачево" по перспективному развитию и маркетингу.
- О своем приходе в Новосибирск заявила компания "Уральские авиалинии". Когда они придут и куда станут летать?
- Авиакомпания частично закроет те направления, полеты по которым в свое время выполняли члены альянса AiRUnion и авиакомпания "Дальавиа". В конце 2008 года один из членов альянса AiRUnion - авиакомпания "Самара" - прекратила рейсы в Самару, и "Уральские авиалинии" исправят ситуацию. В 2008 году они быстро зашли на хабаровское направление после прекращения рейсов "Дальавиа". В 2009 году авиакомпанией откроется рейс в Красноярск, где также произошло сокращение предложения из-за приостановки деятельности "КрасЭйр" и "Сибавиатранс". Пока "Уральские авиалинии" ориентируются на внутреннюю сеть, а первые рейсы в Красноярск и Самару начнут выполнять уже с середины февраля.
- Какие еще направления вы потеряли?
- Практически все направления, рейсы по которым выполнялись авиакомпаниями альянса AiRUnion. Из международных - это Алма-Ата, а из внутренних - Красноярск и Норильск. "Дальавиа" прекратила летать в Тель-Авив и Киев. Но мы думаем, что часть этих рейсов вернется в этом году, а некоторые (Красноярск, Норильск) - уже в ближайший месяц.
- Каких рейсов не хватает аэропорту "Толмачево" и какие у вас планы по развитию?
- Нам, как и потенциальным пассажирам, хотелось бы, чтобы из аэропорта "Толмачево" выполнялось как можно больше рейсов в города России, ближнего и дальнего зарубежья. Необходимо развивать направления в такие крупные региональные хабы России, как Екатеринбург, Москва и Калининград. Из зарубежных хабов, позволяющих совершать дальнейшие разлеты, интересны Сеул, Бангкок, Алма-Ата, Астана, а также Франкфурт, Прага и ряд других крупных европейских городов. Успешное развитие региональной авиации в Сибирском регионе станет подпиткой этих направлений.
- Что касается прямых перелетов за границу, почему в Екатеринбурге маршрутная сеть более развита?
- У Екатеринбурга свой рынок, и там учитывают предпочтения своей аудитории. Свою роль играет его географическое положение - открыть прямой рейс из Франкфурта, Праги или любого другого города Европы технически намного легче, потому что можно использовать практически любую модификацию самого распространенного узкофюзеляжного самолета Boeing 737 или Airbus 319, которые по своим техническим характеристикам не позволяют беспосадочно долететь до Новосибирска. По этой причине в аэропорту Екатеринбурга больше рейсов выполняется иностранными авиакомпаниями, поэтому у них больше прямых рейсов за границу.
- Туроператоры говорят о том, что за границу летает небольшое количество новосибирцев вследствие практически монополии компании S7. Будут ли появляться другие перевозчики, развивающие международные направления?
- Мы заинтересованы, чтобы в "Толмачево" летало больше авиакомпаний - как российских, так и иностранных. Имея альтернативу, пассажир приобретает определенные преимущества, в том числе по стоимости авиаперелета. Сейчас ситуация понемногу меняется - появляется больше авиакомпаний, выполняющих чартерные рейсы. В частности, в 2008 году усилила свое присутствие на чартерных направлениях авиакомпания "Трансаэро", появились "Оренбургские авиалинии", которые выполняют чартерные рейсы в Шарм-Эль-Шейх и Бангкок.
- Расскажите, пожалуйста, о росте и снижении спроса на разные направления в минувшем году. Потерял ли популярность Таиланд и куда предпочитают летать новосибирцы?
- Из-за нестабильной политической обстановки в Таиланде спрос в эту страну немного снизился. Но туристы продолжают летать, заменяя одно направление другим. В 2008 году мы отметили рост спроса на Бали, в Хошимин, беспрецедентный лидер - Анталия, частично это объясняется отменой S7 таких направлений, как Римини, Монастир, Пула, а также увеличением количества рейсов в Анталию другими авиакомпаниями. В 2008 году наибольший прирост пассажиропотока был также отмечен на таких направлениях, как Бангкок, Дубаи, Сеул, Урумчи, Шарм-эль-Шейх, Астана, Бишкек и Симферополь.
- Куда планируются новые рейсы из "Толмачево"?
- Мы рассматриваем два направления - это Восточная Европа и Юго-Восточная Азия. В этом году начнем сотрудничество с такими международными авиакомпаниями, как "Турецкие авиалинии" и "Чешские авиалинии". Изначально делали ставку на "Люфтганзу", поскольку германское направление популярно, но Прага всегда была излюбленным местом туристов. "Турецкие авиалинии" будут выполнять рейсы в Анталию (летний период) и Стамбул (осенне-зимний период), а "Чешские авиалинии" - в Прагу, которая интересна нам в том числе как точка дальнейшего разлета в другие страны. Когда рейс в Чехию будет открыт, начнутся переговоры по открытию у нас консульства, которое станет мощным стимулом развития данного направления. Планируемое начало полетов в Прагу - апрель-май.
- Ожидаете ли вы спада пассажиропотока, какие направления, по вашему мнению, пострадают сильнее?
- Спад коснется всех направлений, но назвать конкретные сложно. Полеты по малопопулярным направлениям могут прекратиться совсем, а на популярных может сократиться частота рейсов. Кризис скорректирует цены, поэтому возможно, что летать и отдыхать будет дешевле. Курортам и отелям придется снижать стоимость проживания, поэтому, скорее всего, туристы воспользуются выгодными предложениями. Традиционный турист всегда будет путешествовать, узнавать что-то новое - это что-то вроде привычки или образа жизни, но в условиях сложной экономической обстановки он просто будет рассматривать альтернативы.
- С чем связано сокращение рабочей недели в "Толмачево"?
- Чтобы реагировать на спад пассажиропотока в текущих экономических условиях и избежать убытков, есть различные способы - увеличивать доходную часть, оптимизировать расходную либо то и другое вместе. Доходная часть - это как раз то, чем я занимаюсь. Без сокращения расходной части тоже не обойтись. Поэтому было принято решение перейти на сокращенную рабочую неделю. Это намного мягче, чем радикальное сокращение персонала. Пока сокращенная на 4 часа рабочая неделя будет действовать в течение двух месяцев с 1 апреля. Оптимизация расходной части бюджета касается не только изменения трудового распорядка дня для служб и отделов, но и сокращения производственных расходов.
- Не повлекут ли такие антикризисные меры изменений в обслуживании воздушных судов, не скажутся ли на безопасности аэропорта?
- Вложения, которые запланированы на обеспечение безопасности, не подвергаются сокращению, поскольку безопасность всегда под особым контролем.
- Подведите итоги конфликта с S7, какие у вас сейчас отношения и размер задолженности?
- S7 является нашей базовой авиакомпанией, конфликт с которой возник по причине сильно растущих долгов. Задолженность немного снизилась, правда, сейчас опять растет, но точной цифры я не назову. Мы все прекрасно понимаем, что зимний период как для аэропорта, так и для авиакомпаний является сложным по причине сезонного спада.
- Компания S7 объявила об отмене покупки 15 самолетов Boeing 787 Dreamliner. Это скажется на количестве рейсов и их географии?
- В краткосрочной перспективе на географии полетов и количестве рейсов S7 скажется то, что в 2008 году они перестали эксплуатировать парк российских воздушных судов. Надеемся, что в 2009 году S7 все же будет частично использовать Ту-154 и Ил-86, чтобы закрывать какие-то направления, и что их планы по приобретению воздушных судов будут выполняться своевременно и авиакомпания сможет быстро перейти на более эффективные машины.
Елена Сафронова