15 сентября в Московском аэропорту Домодедово завершилась SkyGame Practice — первая в истории авиационной отрасли практическая бизнес-игра для будущих авиаторов. В мероприятии приняли более 400 участников, включая студентов отраслевых вузов, экспертов движения WorldSkills Russia, представителей Министерства образования РФ и региональных министерств образования.
В рамках SkyGame Practice на территории воздушной гавани были открыты три мини-аэропорта. Общая площадь игровой зоны составила более 40 тыс. кв.м., а в самой игре было задействовано полрядка 20 единиц аэродромной техники, включая: трапы, лоудер-погрузчик, автолифты, топливозаправщики и перронные автобусы.
«Впечатляет масштаб мероприятия. Если брать историю возникновения движения WorldSkills, то основная идея в том, чтобы в практической конкуренции определять сильнейшего в профессии. В ходе подобных соревнований студенты приобретают мощные практические компетенции. Это другой формат отношения к делу, карьере и презентации профессий, связанных с аэропортовой деятельностью», — сказал
Павел Черных, технический делегат от Российской Федерации в WorldSkills International и руководитель WorldSkills Russia.
Ключевой особенностью игры стало полное погружение в профессиональную жизнь – от построенных терминалов до воссоздания полноценных технологических цепочек обслуживания пассажиров и самолетов.
Студенты освоили более 30 профессий, от которых зависит бесперебойная и качественная работа аэропорта. Молодые специалисты управляли аэродромной техникой, проводили регистрацию и досмотр пассажиров перед рейсом, готовили к вылету три настоящих воздушных судна: реактивный Боинг 767, Боинг 737 и легендарный Боинг 747 – первый в истории дальнемагистральный двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолет.
По сути, в SkyGame была смоделирована полномасштабная экосистема авиационного бизнеса, учитывающая законодательные, финансово-экономические и технологические требования к деятельности аэропорта.
Директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ Наталия Золотарева, посетившая мероприятие, приветствовала формат SkyGame Practice, направленный на развитие практических навыков.
«Один из ведущих принципов, принятых нами для развития образования – взаимодействие власти, учреждений образования и бизнеса. Усиление практикоориентированности учебного процесса — важная задача современного образования», — сказала
Наталия Золотарева.
Этот принцип был реализован в игре, в том числе за счет пользования студентами производственными информационным системами, которые максимально приближены к тем, что установлены в воздушной гавани.
К примеру, студенты для оперативного управления службами аэропорта использовали систему RMS (
Resourse Management System — Система управления ресурсами). Эта система в реальном временипланирует использование ресурсов аэропорта: мест стоянок, стоек регистрации, выходов на посадку, а также позволяет распределять задачи среди сотрудников.
Для работы в этой системе, как это и происходит в обычный рабочий день в Домодедово, студенты получили защищенные мобильные устройства. Такие гаджеты могут выдержать падение с 2 метров и обладают защитой от пыли и влаги по стандарту IP64 (соответствует полной защите от пыли в любом количестве, а также защите от брызг воды, направленных под любым углом). Именно на это устройство поступают задачи по обслуживанию самолета.
«Мы сегодня на практике увидели то, о чем говорят на уровне государства: у нас должны быть востребованные профессии, и квалификации к ним должны соответствовать международным стандартам. И если все об этом говорят и думают, то в аэропорту Домодедово показали, как это нужно делать», — отметила
Марина Захарова, министр образования Московской области.
Как известно, авиация – самый высокотехнологичный вид транспорта. Так, в воздушной гавани работают специалисты более 1,5 тыс. специальностей, требующих прохождения сертификации.
Поэтому подготовка студентов к игре заняла более 2 месяцев. Будущие авиаторы прошли специальное обучение по 44 учебным курсам – от авиационной безопасности до управления оперативной сменой аэропорта. Суммарно объем практических занятий превысил 2,5 тыс. академических часов.
В игре приняли участие более 200 студентов, разделенных на три команды. Задача каждой – победа в соревновании за счет эффективного управления аэропортом. Как и в реальном бизнесе, на кону были престиж, успех и прибыль.
Соревновательный принцип мероприятия был максимально прозрачен и приближен к реальности: каждая команда-аэропорт стартовала с положительным балансом денежных средств и стремилась максимально эффективно выполнить все поставленные задачи, чтобы сохранить капитал. Увидеть перечень выполняемых операций, баланс игровых денежных средств и многие другие показатели деятельности команд можно было в онлайн режиме на плазменных мониторах, расположенных в штабе SkyGame Practice.
За соблюдением студентами исполнения технологических требований следили специалисты аэропорта, включая топ-менеджмент компании.
Учет груза, управление производством бортового питания, учет финансов, автоматизация процессов суда, мобильное рабочее место инспектора, отображение информации на дисплеях, - все это было сделано сотрудниками Domodedovo Integration (DI) — предприятия,
которое отвечало за создание программного обеспечения (входит в группу компаний Московского аэропорта Домодедово).
«Качество работы студентов отслеживал инспектор, действующий сотрудник аэропорта, заполняя чек-лист на соответствие технологиям. Каждый штрафной балл стоил денег. Каждый вылетевший или задержанный рейс тоже стоил денег - или в плюс, или в минус», — пояснил
Геннадий Залуцкий, управляющий директор DI.
Отдельно стоит отметить, в SkyGame Practice организации терминалов и обслуживания пассажиров было организовано по принципам доступной среды. В соответствии с международными практиками студенты учились обеспечивать комфортное пребывания в аэропорту для пассажиров с ограниченными возможностями различных категорий:
•
«WCHR» — пассажир может самостоятельно подниматься \ опускаться по ступеням \ трапу и может передвигаться в салоне самолета, но требует коляску к \ от самолета.
•
«WCHS» — пассажир не может подниматься \ опускаться по трапу. Нуждается в помощи в передвижении по трапу.
•
«WCHC» — пассажир нуждается в помощи в передвижении на \ с борт (в) воздушного судна и спуска \ подъема по лестнице и передвижении по салону воздушного судна.
В этом году в SkyGame Practice играли студенты вузов-партнеров воздушной гавани: РГГУ, МГИУ, РУДН, колледжа «Московия».
«Все два дня игр наша команда существенно отставала от двух других аэропортов. В последний день, за 2 раунда мы сделали невероятное - обошли всех! Мы научились работать в нестандартной ситуации, дружно, как единое целое. Я учусь на факультете сервис на транспорте и после победы, еще больше убедилась, что навсегда хочу связать свою судьбу с Домодедово», — поделилась впечатлениями
Екатерина Гыска, директор игрового аэропорта, победившего в SkyGame Practice.
Успех на рынке напрямую зависит от развития интеллектуального капитала компании. В связи с этим профессиональная ориентация школьников и привлечение в отрасль наиболее талантливых студентов – приоритетные задачи кадровой политики Домодедово, как многолетнего лидера отрасли. Ведь участники аэропортовой деятельности, в отличие от сырьевого бизнеса, эксплуатируют не природные ресурсы, а то, что создано руками и интеллектом человека.
SkyGame Practice — практическая составляющая программы Приток. Программа действует в Московском аэропорту Домодедово с 2000 года и направлена на целевую подготовку молодых специалистов. На сегодняшний день ее участниками стали более 3000 человек. Это возможность для школьников и студентов получить профессиональные знания, познакомиться со структурой, сферой деятельности и корпоративной культурой компании. На данный момент партнерами Московского аэропорта Домодедово в рамках программы стали: филиал РГГУ в г. Домодедово, Московский государственный университет пищевых производств, Российский университет дружбы народов, профессиональный колледж «Московия», Гуманитарный колледж при РГГУ филиал в г. Домодедово, Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «ЦАРИЦЫНО».
Московский аэропорт Домодедово — крупнейшая воздушная гавань России, в 2014 году аэропорт обслужил 33,04 млн человек. Является лучшим аэропортом в России и СНГ по версии Skytrax. Домодедово выбран для полетов в Москву членами ведущих мировых авиационных альянсов – Star Alliance и oneworld.