Заместитель губернатора Новосибирской области Владимир Никонов в своем интервью о развитии инвестиционного климата в регионе рассказал о роли Международного аэропорта «Толмачево» в процессе популяризации Новосибирской области (выдержки из интервью газете «Вечерний Новосибирск», 18. 10. 2007).
-- Государственные органы в бизнес свои вложения делать не должны и не делают. Их задача — создавать базисные условия. Поэтому, говоря об областных инвестициях в тот или иной проект, нужно иметь в виду создание инфраструктуры, которая, к сожалению, не везде интересна для инвестора. Хотя бы вот такой пример. Когда аэропорт «Толмачево» занялся реконструкцией, то общая сумма областных льгот и преференций — притом что должно было быть вложено 600 миллионов рублей инвесторами — достигла 80 миллионов рублей (в форме налоговых льгот и субсидирования процентов по банковским кредитам). Если говорить об аэропорте «Толмачево», то он прибавил нашей области столько статуса, что в деньгах просто неоценимо.
— Похоже, Новосибирская область относится к группе наиболее привлекательных для инвестиций регионов среди субъектов РФ. Почему?
— Крупная концентрация населения с высоким уровнем доходов — это сразу же емкий рынок с большим потенциалом потребления товаров и услуг. Поэтому такие регионы интересны для инвесторов. Плюс к этому Новосибирская область находится в центре региона с достаточно большой плотностью населения. У нас есть крупный мегаполис — Новосибирск. Это - наши конкурентные преимущества.
Следующий вопрос — транспортная логистика. Сейчас стоит огромная задача по усилению этого конкурентного преимущества. Мало иметь транспортные пути, сегодня нужно иметь целый транспортный комплекс, нацеленный на снижение транспортных издержек. Для этого нужно радикальное перевооружение транспортного узла. И эти наши усилия сегодня тоже оценены инвесторами. Мы оптимистично смотрим в будущее транспортно-логистических центров.
В аэропорту «Толмачево» создается принципиально новая технологическая база и для работы с пассажирами, и для работы с грузами. Но у аэропорта должны быть очень хорошие транспортные пути, чтобы не только житель Новосибирска мог легко доехать до него, но и житель Томска, Кемерово, Барнаула. Именно эти задачи сейчас стоят перед нами и, конечно же, они требуют колоссальных вложений.
Справка:
Основой развития Международного аэропорта «Толмачево» как крупнейшего мультимодального транспортного узла служит разработанный под руководством гендиректора аэропорта Алексея Чертенкова Генеральный план развития предприятия. В феврале 2007 г. документ был утвержден Советом директоров аэропорта «Толмачево», властями Новосибирской области и получил одобрение на правительственном уровне. Стратегия развития предполагает широкомасштабную реконструкцию аэропортового комплекса на основе государственно-частного партнерства.
Согласно плану, к 2020 году аэропорт превратится в современный транспортный узел, полностью отвечающий стандартам ICAO. Помимо строительства второй взлетно-посадочной полосы, которое должно завершиться в 2008г., предполагается создать ряд инфраструктурных предприятий. В 2007 году будет завершена реконструкция аэровокзального комплекса ВВЛ, строительство первой очереди грузового терминала, построена гостиница 3*. В этом году «Толмачево» приступает к проектированию нового пассажирского терминального комплекса, для обслуживания международных и внутренних пассажирских перевозок с пропускной способностью 5,5 млн. пассажиров в год и 2,5 тыс. пассажиров в час. Проектирование будет выполняться компанией «ADPi Designers & Planners», занимающейся комплексной разработкой, развитием и проектированием аэропортов и аэропортовых инфраструктур по всему миру. Также в планах аэропорта строительство отеля класса 4* и многофункционального конгресс-центра рядом с новым пассажирским терминалом.
Общий объем инвестиций, составляющий более 20 млрд. руб., идет из нескольких источников:
· около 80% составляют вложения аэропорта, инвестора и заемные средства;
· остальные 20% финансируются из федерального и областного бюджетов.