Гендиректор “ВЭБ-Капитала” Юрий Кудимов летом этого года стал председателем совета директоров ОАО “Международный аэропорт Шереметьево”, сменив на этом посту министра транспорта Игоря Левитина. В своем первом интервью в новой должности он рассказал о грядущей приватизации аэропорта, о перспективах объединения со Внуково и о своих взаимоотношениях с Игорем Левитиным.
— Насколько было для Вас неожиданным приглашение возглавить совет директоров аэропорта Шереметьево?
— Я уже год являюсь членом совета директоров ОАО “Терминал” (управляющей компании терминала DШереметьево — Известия), совладельцем которого является Внешэкономбанк. С этой точки зрения сделанное мне предложение войти в совет директоров аэропорта Шереметьево выглядело вполне логичным шагом. Но предложение возглавить совет директоров было довольно неожиданным.
Насколько мне известно, это решение принималось на самом высоком уровне. Были мнения, что я не должен возглавлять совет директоров, поскольку Внешэкономбанк основной кредитор в ОАО “Терминал”, а значит, возможен конфликт интересов. Но ведь Внешэкономбанк не частная организация, его ресурсы это в основном государственные деньги. И данный кредит не главное в настоящий момент. Более важная задача — провести грамотно процессы интеграции в самом аэропорту Шереметьево, выбрать стратегического партнера и, в перспективе, найти пути объединения с другими аэропортами Московского авиаузла. Полагаю, что данная задача наиболее эффективно может быть решена в первую очередь специалистами в инвестиционно-банковской сфере, в области слияний и поглощений, в чем у меня есть некоторый опыт. Словом, в итоге было принято окончательное решение, что председателем совета буду я.
— Каковы будут Ваши основные задачи на этом посту?
— Как председатель совета директоров я отвечаю за проведение политики, обеспечивающей динамичное развитие аэропорта, повышение устойчивости его работы, а также увеличение прибыльности.
Но основная задача, которая была передо мной поставлена — это объединение имущественного комплекса Шереметьево. То есть присоединение терминала Dко всем другим терминалам, входящим в ОАО “Международный аэропорт Шереметьево” (МАШ), и создание единой организации.
Со дня на день должен выйти соответствующий указ президента страны. Предполагается, что акциями новой эмиссии “МАШ” оплатит приобретение акций ОАО “Терминал”, и последний будет интегрирован в “МАШ”. Его бывшие акционеры станут владельцами акций объединенного “МАШ”: “Аэрофлот” получит 9% акций, Внешэкономбанк — немногим более 4%, а совместно ВЭБ и ВТБ будут иметь 8% акций. Государство сохранит 83% в объединенной компании (сейчас у государства 100% в ОАО МАШ — Известия), что обеспечит ему сохранение на данной стадии реформирования аэропорта Шереметьево полный контроль.
Все юридические действия должны быть сделаны до конца текущего года. Учитывая сжатые сроки, на заседании совета директоров 28 сентября было поручено менеджменту и консультантам активизировать подготовительные работы. Обращаю внимание, что “физическое” объединение, предполагающее оптимизацию всех бизнес-процессов, потребует большего времени. Эту работу планируется провести в следующем году.
— Фактически это и будет первый этап приватизации “Шереметьево”?
— В объединенном ОАО “МАШ” будут присутствовать в качестве миноритарных акционеров “Аэрофлот” и ВТБ, имеющие в своем составе частных акционеров. Если смотреть с этой точки зрения, то в определенном смысле, такая операция может рассматриваться как первый шаг к приватизации. Но при этом на какое-то время государство все же сохранит за собой полный контроль в компании.
Доля участия государства может быть снижена при принятии решения о привлечении стратегического инвестора или при объединении со Внуково. В планах присутствует также желание вывести объединенную компанию на IPOпосле 2013 г. Приватизация в данном случае — не самоцель, а инструмент решения главной задачи повышения эффективности “МАШ”.
Сразу после завершения юридического объединения компании мы планируем объявить конкурс на управляющую компанию аэропорта, которая может одновременно стать стратегическим инвестором. Как правило, конкурсная процедура занимает не так много времени.
Мы ожидаем, что в конкурсе на управление аэропортом Шереметьево примут участие профессиональные мировые команды. Обсуждается вопрос о предоставлении победителю права выкупа до 10% акций аэропорта. Мы понимаем, что профессиональным управляющим интересно владеть долей в бизнесе, которую они в дальнейшем могут продать в ходе IPOили другому стратегическому инвестору. И если сегодня наш аэропортовый актив явно недооценен, то в результате усилий нового оператора он, как мы надеемся, сильно прибавить в стоимости. Кстати, в Шереметьево, и это меня приятно удивило, все рыночные механизмы, на которые в первую очередь смотрят частные инвесторы, практически полностью соблюдены.
Сейчас обсуждается предложение будущих миноритарных акционеров Шереметьево о предоставлении им права преимущественной продажи своих пакетов акций стратегическому инвестору. Окончательное решение правительством пока не принято. Но нам хотелось бы, привлекая инвестора, максимально получить от него все инвестиции непосредственно в компанию.
— Когда может состояться IPOаэропорта Шереметьево?
— Решение может быть принято уже в следующем году. Оно будет приниматься после выбора управляющей компании и его параметры пока не обсуждаются. Позиция администрации президента страны на сегодня — смелее расставаться с госсобственностью. Какая будет преобладать точка зрения на момент публичного размещения акций — сейчас сложно прогнозировать. Мое мнение, что аэропортовый бизнес — это не бизнес государства. Это скорее бизнес частных компаний, что подтверждается мировой практикой.
— Вы сказали, что Шереметьево недооценено. Могли бы пояснить Вашу мысль?
— На мой взгляд, да, пока недооценено. И такая ситуация будет сохраняться до тех пор, пока не завершаться объединительные процессы. Мне кажется неразумным, когда внутри одного аэропорта существует конкуренция и борьба за пассажиров между терминалами, что не увеличивает стоимость организации и негативно сказывается, в том числе, и на пассажирах. Объединение аэропортовых комплексов Шереметьево должно дать синергетический эффект: новая организация будет более управляемой и более эффективной, что, несомненно, поднимет ее стоимость.
Однако, как я уже отмечал, должны пройти определенные интеграционные процессы: объединены и оптимизированы технологические и бизнес-процессы, объединен персонал, унифицированы тарифы на обслуживание, арендные ставки, бизнес показатели и так далее.
Мы видим, что объединение будет сопровождаться и рядом проблем. Например, потребуется “мягкое” объединение персонала с тем, чтобы не потерять профессионалов и не нарушить нормальную работу аэропорта. Другая проблема состоит в том, что на объединенную компанию перейдут кредиты, взятые ОАО “Терминал” на свое строительство. Значительный рост долговой нагрузки усложнит финансово-экономическое положение объединенной компании и потребует серьезного внимания как со стороны менеджмента компании, так и со стороны совета директоров. Решение данной проблемы мы видим в двух направлениях: во-первых, путем повышения эффективности объединенной компании, о чем было сказано выше, при обсуждении перспектив синергии. Во-вторых, мы будем вести переговоры с кредиторами о возможностях снижения в определенные периоды времени платежей по кредитам, улучшению параметров кредитования и так далее. Кстати сказать, Внешэкономбанк уже пошел нам на встречу и одобрил решение о переносе платежей по кредиту этого года на два года вперед.
Нахождение решений по всем этим и подобным проблемам также будет работать на общую цель — повышение стоимости компании.
— Когда произойдет объединение Шереметьево и Внуково?
— Об этом пока еще рано говорить. Принятые решения ориентируют нас на то, что сначала должны быть завершены все запланированные действия по объединению Шереметьево, выбран оператор аэропорта и, возможно, решен вопрос привлечения стратегического инвестора. После можно будет рассматривать проекты слияний с Внуково или еще что-то.
Надо учитывать, что процесс изучения и оценки аэропортовых активов Внуково, выработка оптимальной корпоративной схемы объединения и другие сопутствующие вопросы займут определенное время. Но с точки зрения достижения синергии, каких-то значимых инвестиционных результатов такой проект представляется интересным и перспективным.
Можно предположить, что объединенному “МАШ” будут предлагать какие-то региональные проекты. Сейчас “МАШ” участвует в ряде региональных проектов, куда направляются значительные государственные инвестиции и кредиты госбанков, например, во Владивостоке. Как мне представляется, после завершения строительных этапов и с выходом этих объектов в нормальный режим функционирования “МАШ” должен выходить из них, реализуя свои доли специализированным частным операторам.
— Вы советуетесь с министром транспорта Игорем Левитиным, Вашим предшественником на посту председателя совета директоров Шереметьево?
— Да, конечно. Я с ним советуюсь и считаю это очень важным для себя, поскольку у меня пока нет опыта управления советом директоров такой специфической транспортной организации, которая специализируется на аэропортовой деятельности и принадлежит государству. У нас с ним хорошие рабочие отношения и, по-моему, полное взаимопонимание. Надеюсь, что министр транспорта будет и дальше оказывать поддержку нашим проектам, направленным на развитие Шереметьево, помогать мне советом при решении тех или иных корпоративных вопросов.
— Будут ли вноситься коррективы в стратегию развития Шереметьево?
— В 2008 году был утвержден мастер-план развития аэропорта на период до 2030 года, подготовленный британской компанией “Скотт Уилсон Лтд”. Полагаю, что для объединенного “Шереметьево” возникнет необходимость корректировки стратегии. Это должно стать предметом внимания совета директоров в следующем году.
— Получит ли “Аэрофлот” как “якорный” перевозчик преференции в объединенном Шереметьево?
— Конечно. “Аэрофлот” — наш основной партнер и клиент — будет пользоваться определенными преференциями, в том числе по слотам вылета-прилета, выделенным местам стоянок самолетов и так далее. Мы будет стараться строить такие же партнерские отношения с дочерними компаниями “Аэрофлота”, а также с его партнерами по альянсу “Скай Тим”. Но это совсем не означает, что Шереметьево не будет стремиться к выстраиванию добрых отношений с другими авиакомпаниями. Наоборот, если будет реализован стратегический план по наращиванию мощностей аэропорта, то нам надо будет привлечь дополнительных клиентов, в том числе из числа тех, кто какое-то время назад ушел из Шереметьево в другие московские аэропорты.
А что касается позиции “Аэрофлота” как акционера ОАО “МАШ”, то он будет иметь возможность влиять в предоставленных законодательством рамках на принятие важных для компании решений.
“Известия” 11.10.11