Генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево» Алексей Чертенков в прямом эфире Радио «Маяк»-Новосибирск («Утро с Даниловым и Тумановым»).
-Доброго утра! Гостем нашей студии сегодня стал генеральный директор аэропорта Толмачево Алексей Николаевич Чертенков. Кстати, у Толмачево есть свой сайт?
-Да, есть, tolmachevo.ru, добро пожаловать. Сегодня ни одно солидное предприятие без сайта не обходится.
-www.tolmachevo.ru… Как-нибудь зайдем, посмотрим. Друзья, напомню, что вы можете присоединиться к нашему разговору. Сначала, я так понимаю, Алексей Николаевич хочет поведать нам, какие невероятные обновления происходят на территории аэропорта Толмачево. Но вы можете приготовить и вопросы, не связанные со строительством, с развитием…Может вас что-то не устраивает в пропускной системе, или еще в чем-то...
-Или наоборот, очень сильно устраивает…
-Да, я думаю, наш гость будет благодарен за то, что мы сейчас получим обратную связь. Алексей Николаевич, нам рассказали, что в Толмачево что-то невероятное, что вы строите так какие-то новые помещения, новые здания... Что там будет такое? Топливо, вообще-то, дорожает... Вы для кого вообще строите-то?
-(смеется) Да, топливо дорожает, по известным причинам. Если надо - поясню… Но стоит ли это говорить в эфире?
-Обязательно стоит, потому что самолетное топливо за границей стоит гораздо дешевле, чем у нас.
-Ложь и провокация на самом деле.
-Ну, позже…Так что строите-то?
-Что строим? Надеюсь, мобильность населения все-таки растет и большинство населения уже имело возможность воочию увидеть, что в Толмачево строится и развивается. Аэропорт, конечно, за крайние три года очень сильно преобразился, не без нашего участия, чем я лично горжусь..
-Ну, мы понимаем, вы же генеральный директор, как же это могло обойтись без вашего участия…
-Мне недавно задали вопрос: «Когда же это все закончится?». Так вот, на самом деле все только начинается. Первоначально нашей целью было привести в нормальные, человеческие условия нынешние терминалы -международный и внутренний..
-И вы довольны тем, что получилось? Главное - сказать честно.
-Главное, чтобы были довольны пассажиры. Если довольны пассажиры, то доволен я. Но мне нравится, если честно...
-Уже есть первый звонок, давайте его послушаем. У нас сегодня будет динамично, потому что аэропорт - вещь такая, интересная многим. Алло? Слушаем вас, здравствуйте.
-Добрый день.
-Как вас зовут?
-Меня Денис зовут.
-Денис, открывайте уже наш диалог со слушателями.
-Скажите, откуда пошло такое название - Толмачево. Что это значит? Мне этот вопрос задал житель другого города и, честно говоря, я не смог ему ответить.
-В России, в Советском Союзе, так повелось: название аэропортов дается по месту их, скажем так, построения. Само же слово «Толмачево» произошло от «толмач»: когда-то здесь жили грамотные люди, знавшие местные диалекты, и люд, который здесь обитал, так или иначе пользовался услугами местных толмачей...
-Спасибо большое, теперь вот нашему слушателю будет что ответить своему другу из другого города. А вот есть еще один звоночек, давайте его выслушаем. Мы слушаем вас.
-Здравствуйте, мы собираемся лететь в Турцию, но часто слышим о задержке рейсов. Вопрос к вам: у вас в аэропорту бывают ли такие случаи, и действуют ли правила взаимоотношений перевозчика и пассажира при задержках? Там же должна предоставляться гостиница, есть ли она в вашем комплексе строений?
-Порядка в этом году больше, поэтому число задержек у нас реально сократилось. Толмачево – аэропорт серьезный, и я могу смело заверить, что по нашей вине задержек практически не бывает. Я не хочу обидеть авиакомпании, заранее извиняюсь, если кого-то…
-Никто не обидится.
-… проблема в том, что авиакомпании летом набирают большие заказы на чартерные программы. К сожалению, самолет - это такая же техника, как и машина, и иногда ломается, не хватает подменного фонда, подменного парка. Отсюда и случаются задержки.
-То есть полос взлетных хватает, проблема не в них?
-Взлетных полос, керосина, всего остального хватает, чаще всего - это отсутствие запасного резервного воздушного судна.
-Алексей Николаевич, а сколько у нас сейчас взлетных полос в аэропорту Толмачево?
-Одна, а вторая строится.
-Ясно. Ну, а что касается гостиницы?
-Есть такой нюанс - как только пассажир зарегистрировался, за него полностью несет ответственность авиакомпания. Именно она обязана предоставить гостиницу и горячее питание, в случае задержки более 3-6 часов. В аэропорту Толмачево действуют две гостиницы, в основном, пассажиров размещают в них. И сразу, пользуясь случаем, сообщаю, что в конце августа у нас будет сдана совершенно новая, уникальная для Новосибирска гостиница.
-А цены там не очень заоблачные будут?
-Цены будут очень доступные, одни из самых дешевых в городе.
-У нас есть еще один звонок… Алле, здравствуйте! Вы знаете, мы сегодня так и думали, что беседа превратится в ответы на звонки. И это не плохо, потому что показывает, что люди интересуются аэропортом. Мы слушаем вас.
-Здравствуйте. Меня зовут Павел. Достаточно часто летаю и вот вопрос: почему в Толмачево всегда так долго получаем багаж?
-Хороший вопрос, поддерживаю. Почему?
-Конкретно, если можете, хотелось бы знать рейс и дату.
-Да, кстати, может, это как-то связано с тем, что я прилетаю из-за границы, но всегда очень долго получаю багаж. И на самом деле уже нужно что-то делать с товарищами пограничниками, потому что пройти пограничный контроль - это просто что-то невероятное. Такое ощущение, что ты мешаешь им жить, а не только работать. Ни в одной стране мира я не прохожу так долго пограничный контроль, как в нашей родной России, в нашем родном Новосибирске! Работают там два прохода, стоит очень злостный дяденька, который все время говорит: «Отойдите, отойдите от двери! Женщина, отойдите!» Все нервничают...
-(смеется) Он на службе. Все потенциальные нарушители границы, между прочим.
-И очень часто получается так, что прилетает несколько рейсов, и вот эта большая колбаса уходит далеко в коридор, и отовсюду звучат фразы: «Мы прилетели на Родину, вот она - Россия».
-Сейчас отвечу на оба вопроса. Ну, коль к границе ближе подошли, начну с нее. За границу полностью быть в ответе я не могу, как вы понимаете, но чем-то мы можем помочь… Вот, допустим, буквально совсем недавно мы закупили новое оборудование для пограничного контроля. Это компьютерное оборудование, IT-технологии для ускоренного оформления граждан. Сейчас мы ведем реконструкцию международного терминала. К сожалению, в эту навигацию мы не успеем, но с навигации следующего года, поверьте, граждане начнут проходит регистрацию гораздо быстрее. Будет более чем в два раза увеличено количество пограничных стоек. Есть и другие проблемы – нужно укомплектовать штат границе, чтобы в этих кабинках было кому сидеть. Мы ведем конструктивный диалог, у нас нормальные партнерские отношения с границей, так что, я думаю, эту проблему решим.
-Тут у нас тут добавление от человека, который нам дозвонился, он пишет: «Алексей, речь идет о внутренних рейсах, причем всегда очень долго получаем багаж, посидеть негде, стоим в ожидании».
-Да, я принимаю это замечание. Для меня оно очень серьезное. Почему? Потому что на самом деле за сроки выдачи багажа сам лично борюсь...
-А есть вообще какие-нибудь временные нормы выдачи багажа?
-Я добиваюсь, чтобы багаж начинали выдавать в течение 15 мин после подачи трапа. У нас есть своеобразные технологии, есть свои нюансы, которые де-факто действительно задерживают выдачу багажа. Мы в этом направлении работаем… Я иногда лично с секундомером, и засекаю, когда выдают багаж – и всегда успевают.
- Конечно, вы идете, а вокруг: «Чертенков, Чертенков, Чертенков…». Маску какую-нибудь надевайте.
-В-общем, проблема есть. Поэтому надо знать рейсы, знать время и разбираться по факту. Но если мне говорят, что это постоянно… Я сегодня приеду в аэропорт и сделаю выводы.
-У нас есть звонок, Андрей, мы слушаем вас.
-Доброе утро, меня очень сильно интересует: почему различается процедура досмотра через vip-зал и через общий зал?
- В аэропорту Толмачево по закону есть не просто vip-зал, у нас есть Депутатская - для отдельных категорий граждан. Насчет того, что там «легкий досмотр».. Работники аэропорта Толмачево подтвердят, что я сам досмотр прохожу всегда: мне незазорно выложить телефон, ключи…
-Хотя вы, по идее, можете пройти и так?
-Я своим примером пытаюсь доказать…
-Что правила - они для всех?
-Доказать, что «блатных» не существует. И, я не скажу, что досмотр в vip-зале гораздо легче, чем в обычном зале. Я к этому отношусь очень строго. Помните случай в Домодедово, когда сработал «человеческий фактор»? Смело вас могу заверить – и это не только мое наблюдение, что Служба авиационной безопасности в аэропорту Толмачево - одна из лучших в России. Но при этом мы понимаем, что авиация - это вещь глобальная… И, чтобы в России было безопасно, нужно, чтобы авиабезопасность была хорошей и в Перми, и в Урюпинске и еще где-нибудь.
-Алексей Николаевич, а вот мы не так давно вылетали в Москву. Приехали в аэропорт, прошли регистрацию… А эта штука действительно безопасна?
-(смеется) Да, действительно безопасна.
-Все сразу так и поняли, о чем идет речь. Это же наша разработка?
-Да, это разработка сибирских ученых, называется «Сибскан». Для тех, кто не хочет раздеваться и снимать обувь. Так что welcome - 2 сек и прошел досмотр.
-Там достаточно страшно. Грозный голос говорит: «Встаньте, ноги поставьте туда-то, руки сделайте так, замрите».
-Если мои подчиненные, которые занимаются этим вопросом, меня сейчас слушают, то голос там надо бы поменять...
-Не надо, не надо! Я реально не получал таких эмоций с детства, когда смотрел фильм «Гостья из будущего»… А вот говорят, что эта штука облучает?
- Вы получаете облучение меньше, чем в полете.
-У нас звонок, алло. Доброе утро.
-Здравствуйте. Во многих аэропортах сначала проходят регистрацию, а потом уже досмотр. По-моему это удобнее, чем у нас…
-Да, не мной была заведена эта система. Но могу смело сказать, что совсем скоро все поменяется: вначале будет регистрация, потом досмотр. Мы завершаем строительство второго блока прилета, где на втором этаже будут установлены пункты досмотра. Вы сначала зарегистрируетесь - примерно в той зоне, в которой это происходит и сейчас, затем поднимаетесь на второй этаж по эскалатору и там уже досмотр.
-Не могу я понять, Алексей Николаевич, вот какой вещи… Может, вопрос не напрямую вам должен задаваться, но вы, как человек, имеющий отношение к аэропорту, должны знать…Ну непомерно высокие цены на булочку, на кофе! Понятно, что их устанавливают торговые организации, но, может, возможны какие-нибудь ограничения?
-Не секрет, что зона торговли - это очень серьезный источник дохода для аэропорта. Поэтому скрывать не буду – у нас довольно высокие арендные ставки в Толмачево, поэтому коммерсанты и «отбивают» стоимость. Традиционно, что в таких местах цены всегда выше, чем в обычном городском магазине. Где бы я не путешествовал, в аэропортах кофе почему-то стоит дороже, чем в ресторанах.
-Я что-то путаю, или заехать на территорию аэропорта через автоматические шлагбаумы раньше можно было на 30 бесплатных минут, а сейчас - только на 15?
-Всегда было 15 минут. Это достаточное время, чтобы высадить пассажира, который улетает, или кого-то встретить. На самом деле, мы поступаем очень корректно: прямо в непосредственной близости от аэровокзала находится бесплатная парковка, и, кстати, битком она никогда не набита. Поэтому я всегда удивлен, почему машины стоят вдоль дороги.
-А многие на самом деле не знают, что там можно бесплатно парковаться, я вас уверяю.
-Попрошу сделать вывеску еще более крупной. Главная же цель: убрать машины с привокзальной площади для соблюдения авиационной безопасности и антитеррористической защищенности. А коль скоро кто-то готов заехать и заплатить, то мы на эти деньги содержим привокзальную площадь, вкладываем деньги в ее реконструкцию.
-Неужели фонтан будет?
-Нет, но площадь преобразится, поверьте.
-А есть какой-то опыт развлечения публики в стерильной зоне?
-На самом деле, если вы уже в стерильной зоне, то там особо коротать время не приходится: статистика говорит, что больше чем полчаса вы там не находитесь, если это не касается задержек. Поэтому пока: телевизор, бар. Количество торговых точек в стерильной зоне мы будем увеличивать. У нас, кстати, работает видеосалон, где можно посмотреть фильмы из меню. Есть отличная Комната матери и ребенка. Ведется работа по перспективам появления в Толмачево полноценного кинотеатра-мультиплекса, а в новой гостинице будет организован фитнесс-центр: там и баня, и сауна, и бассейн очень приличный.
-Я вот довольно часто бываю в аэропорту, но тех вещей, о которых вы говорите, не замечаю. Может быть, суета… Но добавьте эту информацию в трансляции свои…
-Эта информация объявляется.
-Я тут недавно смотрел какую-то статистику, что в России около 150 авиакомпаний прекратили свою работу, потому что очень высокие цены на топливо. Что там происходит?
-В мире 25 авиаперевозчиков прекратили полеты в связи с ростом цен на топливо. В основном, это низкобюджетные перевозчики, которых цена на топливо сильно подвела. Почему растет стоимость топлива? Посмотрите, как растут цены на нефть. Но я хочу ответственно заявить: во-первых, в России цены на авиакеросин, поверьте, самые дешевые в мире. Ну, может дешевле, чем у нас, только в Эмиратах или в Саудовской Аравии. Сейчас мы все время бьемся за транзит через нас иностранных авиакомпаний, но тут есть вопрос по роялти. Сейчас у нас прямо паломничество иностранных авиакомпаний, которые пытаются получить разрешение у российских властей на пролет над территорией страны с техпосадкой на дозаправку в Толмачево. И их не смущает цена топлива, их смущает роялти за пролет над Россией.
-Большое спасибо, Алексей Николаевич! Я, честно говоря, удивлен - такой позитивный мужчина, так свободно, открыто обо всем говорит. Спасибо вам за компанию, за ответы и пусть у вас все будет так, как вы задумали.